Культура

17:33, 02 мая 2024

Светлана Юдина: Я остаюсь верной и благодарной людям

Светлана Юдина: Я остаюсь верной и благодарной людям

Наталья ПАНЧЕНКО

Гость нашей сегодняшней встречи — директор Тульского областного колледжа культуры и искусства Светлана Юдина. Теме духовного труда человека, преобразующего действительность, теме поиска своего места в жизни в целом и развития духовной жизни в частности посвящён наш разговор.

— Светлана Викторовна, вы в своё время окончили в Туле культурно-просветительное училище (теперь оно называется Тульский областной колледж культуры и искусства), который возглавляете уже почти двадцать лет. Когда вы решили, что свяжете свою жизнь именно с этой сферой деятельности?

 — Интерес к профессии зародился ещё в детстве. Я жила в посёлке Скуратовский, и у нас был прекрасный Дом культуры, в котором работали очень талантливые люди. Они вели разные кружки. Это была такая семья — хорошая, творческая, весёлая: все, кто туда приходил, чувствовали особое тепло, особую атмосферу в этом Доме. Наверное, лет в десять-одиннадцать пришла туда со своими подругами и я — заниматься хореографией. Конечно, любой девочке хочется уметь танцевать, быть похожей на балерину. Нам нравилось выступать с танцами в концертах. Это делалось с такой радостью, приносило столько удовольствия. Нас знали наши одноклассники, соседи, нас знали в посёлке все. Мы были такими звёздочками. И это тоже, конечно, мотивировало. К сцене привыкаешь, она притягивает, хочется, чтобы тебя видели, оценивали. Но в моём случае при выборе профессии большую роль сыграл ещё один фактор. Мы довольно часто бывали в Туле — в театре, в цирке, и, проезжая вечером на автобусе мимо здания училища на проспекте Ленина, 36, я, будучи, ребёнком, видела, как в классах девочки занимаются хореографией — они были похожи на настоящих балерин. Это было так интересно — видеть занятия, которые я больше нигде не могла увидеть. Помню, с каким интересом, буквально несколько секунд, я всматривалась в то, что происходит за окнами хореографического класса. Так что и занятия в Доме культуры с руководителями кружков, и любование красивыми девочками, стоящими у станка в училище, — всё стало причиной того, что у меня появился серьёзный интерес к клубной работе. Да, сначала посещение танцевального кружка было для меня хобби, но я уже начала понимать, что для людей, которые здесь работают, это не просто любимое дело — это профессия, позволяющая творчески развиваться.

— Помните кого-нибудь из руководителей танцевального кружка?

 — Они менялись, но некоторых помню — правда, только по имени-отчеству. Первым моим педагогом по танцам была Валентина Павловна. Примечательно, что она нас, поселковых девочек, пыталась поставить к танцевальному «станку». Станков таких, как положено в хореографических классах, у нас тогда, конечно, не было, даже просто потому, что зал Дома культуры использовался и для других мероприятий. Мы ставили такой крепенький стульчик, брались за его спинку и всё, что положено делать у станка, Валентина Павловна, изъясняясь «на французском» — «battement», «jete», «plie» — показывала нам, а мы повторяли её движения. И всё это делалось так серьёзно, что и отношение к тому, что мы делаем, у нас формировалось серьёзное.

Был ещё один педагог — Валентина Николаевна. Она окончила наше училище, поступила в Орловский институт культуры и, обучаясь заочно, занималась с нами. Не могу не сказать ещё об одном преподавателе — Танечке Виноградовой, которая в то время была студенткой нашего училища. Её направили в посёлок Скуратовский на практику, и, хочу особо отметить, работала она, как и все в то время студенты-практиканты, бесплатно. Именно Танечка Виноградова показала нас, своих учениц, в качестве своей дипломной работы здесь, в училище (теперь колледже), вот в этих классах, где есть станки, зеркала, хореографической предметно-цикловой комиссии, которую возглавляла красавица Нелли Ильинична Золотухина, и мы танцевали какую-то полечку… Попав внутрь этого здания впервые, увидев эти потрясающие классы, студентов, играющих на разных инструментах, поющих, танцующих, окунувшись в эту захватывающую атмосферу, думала только об одном: ой, как здесь хочется учиться!

— Сколько лет вам было?

 — Лет двенадцать.

— С этого времени вы, скажем так, определились, чего хотите, и после восьмого класса… Или десятого?..

 — Я окончила полную среднюю школу. Восемь лет я отлично училась, и мне хотелось получить полное среднее образование. Мои родители тоже этого хотели. Ни грамма не жалею об этом. Считаю, что так и должно быть, и придерживаюсь этой точки зрения до сих пор, несмотря на то что к нам сейчас поступают в основном дети после девятого класса. Просто я всё больше убеждаюсь, что с 17-18-летним человеком говорить о профессии и нужнее, и важнее, и правильнее… Я училась после десятого класса два года 4 месяца и окончила своё
учебное заведение под новый год.

— Получили профессиональное хореографическое образование.

 — Несмотря на то что я всё время говорю вам о танцах и о своей любви к ним, получилось так, что я, честно сказать, испугалась поступать на хореографическое отделение. У меня почему-то было серьёзное убеждение, что туда идут девочки очень подготовленные и прямо балерины-балерины. Мне так казалось. И когда передо мной встал вопрос, какую всё-таки специальность получать, выбрала театральную режиссуру: я всегда хорошо читала стихи, неплохо говорила, мне нравилось выступать на сцене.

— А вот об этом вы не жалеете?

 — Нет. Сейчас нет.

— А тогда?

 — Я с завистью смотрела на этих девочек, но, наверное, и тогда не очень сожалела, потому что мне повезло с однокурсниками. Мне с группой повезло, с педагогами повезло. Я попала в иную для себя атмосферу, новую: театром как таковым я раньше не занималась, а это очень серьёзный вопрос — театр, режиссура. Это очень сложная сфера деятельности — театральное искусство. Но атмосфера учебного процесса, мои однокурсники, наши педагоги — всё это сделало мои студенческие годы одними из лучших в жизни. Мы встречаемся до сих пор, мы дружим. Мы вспоминаем ушедших уже из жизни педагогов, встречаемся с ныне живущими, помня, что именно они заложили в нас всё то, что мы несём через всю жизнь. Я остаюсь верной и благодарной тому времени — своим преподавателям, тогдашнему директору Юрию Ивановичу Коняхину и моим однокурсницам. Девочки гордятся тем, что именно я сейчас возглавляю наше учебное заведение, и желают мне всяческих успехов.

— Они тоже продолжают работать в этой сфере?

 — В области культуры трудятся многие — руководят театральными отделениями в школах искусств. Одна моя подруга, однокурсница Светлана Кауфман, всегда хотела работать режиссёром эстрады в Москве, в больших залах. У неё это получилось — она ставит телевизионные и концертные программы со звёздами. А сейчас — наверное, уже около десяти лет — преподаёт актёрское мастерство на эстрадном отделении в Российской академии музыки имени Гнесиных.

— Прекрасно. Что особенно запомнилось из студенческих лет?

 — Дело в том, что наш учебный процесс очень перекликается с практической деятельностью. В училище всегда обращались за помощью и дворцы культуры, и администрации районных центров при проведении крупных и ответственных праздничных мероприятий. В то время только открылся новый Дворец культуры Тульского оружейного завода, сегодня это Городской концертный зал. Красивый, большой. В нём проводились торжественные мероприятия, посвящённые серьёзным датам — годовщинам Октябрьской революции, Третьего съезда комсомола, годовщинам событий, связанных с Великой Отечественной войной. Это были уже перестроечные годы, но все даты ещё отмечались. Конечно же, оружейный завод проводил и собственные праздники, чествовал своих ветеранов. И вот на этой большой сцене Дворца культуры оружейного завода, привлекая студенческую молодёжь из других учебных заведений, мы выступали. Со своим педагогом Татьяной Алексеевной Соколовой мы составляли сценарии мероприятий об оружейниках — ветеранах, участниках войны, о тех, кто работал на заводе, ещё будучи детьми. Я эти фамилии, эти лица и сейчас помню. Мы Ивана Васильевича Щербину, гравёра оружейного завода, человека, создававшего славу предприятия, посещая его выставки, знали с юности.

— А однажды, будучи на практике, вы занимались подготовкой юбилейного мероприятия Тульского артиллерийского училища?

 — Да. В артучилище мы подготовили и провели большой юбилейный праздник. Мы — это четыре девочки, четыре Светы. К слову, мы дружим до сих пор. В артучилище нам дали в помощь ребят, среди которых было четыре Володи. Понимаете, как мы общались: всегда было непонятно, к кому обращаются, из-за чего часто происходили курьёзные случаи. Но — к делу. Мы, четыре девочки, пришли в огромный институт, причём в военный. Здесь совсем другая атмосфера, другие люди. Но свою творческую задачу мы должны были решать и решали. Мы брали интервью у преподавателей училища, у ветеранов, обрабатывали материал, вставляли его в сценарий. Среди этих людей были даже Герои Советского Союза. Помню, к одному из них, участнику битвы за Днепр, бывшему преподавателю училища, мы ходили домой. К сожалению, не могу сейчас вспомнить его имя. Мы разговаривали с ним, смотрели фотографии. Мы встречались и с другими участниками войны. Вся наша юбилейная программа была посвящена этим конкретным людям. С тех пор для меня стало правилом — всё делать «от всей души». Тогда на телевидении была популярная программа — помните, наверное, — с ведущей Валентиной Леонтьевой. А в Туле, кстати, такие вечера проводила наш преподаватель Татьяна Алексеевна Соколова. Она научила нас относиться к людям именно так — от всей души. Мы искали интересную информацию и уже в творческой форме передавали её со сцены. Кстати, в первые годы своей работы я очень любила говорить с ветеранами: это очень интересные люди. Но спрашивала их не о войне как таковой, а о любви, о творчестве — о жизни в других, очень сложных, очень тяжёлых условиях, но — о жизни. Это было время их молодости, и они с удовольствием о нём рассказывали. А я потом с удовольствием рассказывала о них со сцены в художественной форме.

— Какие мероприятия, посвящённые судьбам людей, вы проводите в своём колледже сейчас?

 — У нас периодически проходят встречи, которые мы называем «100 вопросов взрослому». Знаете, была такая телевизионная программа. Студенты задают преподавателям самые разные вопросы. Я сама уже, наверное, дважды за несколько лет побывала в кресле интервьюируемого. Это всегда так волнительно: не знаешь, о чём тебя сейчас спросят, к чему быть готовой. Теперь эта форма встреч изменилась — студенты записывают подкасты с интересными для них преподавателями и выкладывают в сеть. Бывает, по два с половиной часа пишут. Эта форма душевного разговора с педагогом, наставником, мастером очень важна и нужна.

— Вы окончили училище и буквально сразу поступили в Московский институт культуры. Мысль о продолжении образования в вузе созрела в училище?

 — Конечно. Знаете, мне странно, когда я спрашиваю сегодняшних выпускников в апреле о планах — о дальнейшем обучении или работе, говорю, что у нас есть вакансии в области, слышать в ответ, что они пока не знают, куда будут поступать или где хотят работать, потому что летом или даже «годик» им «нужно отдохнуть»… В мою бытность мысль о том, чтобы потратить год на отдых, как-то и в голову не приходила. Оканчивая среднее учебное заведение, мы обязаны были поступить в институт или на работу. Что касается меня, то я, получив определённую базу знаний в училище, очень хотела работать. Идти на дневное отделение в институт, где, я точно знала, всё начнётся с нуля, мне было «скучновато». Поэтому я для себя определила, что буду заочно учиться и работать. По счастливой для меня случайности, прямо перед нашим выпуском к тогдашнему директору училища Юрию Ивановичу Коняхину, выпускнику исторического факультета Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого, сейчас университета, приехал его приятель Юрий Алексеевич Порядочнов. Он работал освобождённым председателем студенческого профсоюза института. Внутри этой структуры был спортивный клуб и клуб, который занимался творческим развитием студентов. На тот момент было решено обновить состав сотрудников студенческого клуба: в нём работали люди, не имевшие специального образования, и Юрий Алексеевич приехал к нашему директору просить кого-то ему рекомендовать. Я была достаточно известной у нас личностью — Юрий Иванович вызвал меня и спрашивает буквально: «Света, ты хочешь работать в пединституте?». Кем, думаю, меня, выпускницу культпросветучилища, могут позвать работать в пединститут? Оказалось — директором студенческого клуба. И первая запись в моей трудовой книжке — директор студенческого клуба.

— Вам лет двадцать было?

 — Мне ещё не было двадцати. Пришла в профком института — очень боялась. Эти первые шаги работы в вузе, причём и с преподавательским составом, когда нужно было готовить мероприятия к 9 Мая, к юбилею самого института, — очень ответственные. Я была и ведущей этих мероприятий. Тогда в вузе была военная кафедра. Были офицеры, которые прошли Афганистан, были студенты, которые пришли учиться после армии, среди них — тоже воины-интернационалисты. Опять же — никто не вспоминал боевые моменты: это было очень тяжело. Молодость брала своё, и мы шутили, проводили конкурсы, играли. Во всём вузе было огромное количество очень талантливых ребят. На любом факультете. На историко-филологическом, например, существовал свой театр, которым руководила Татьяна Михайловна Макарова — личность, широко известная в Туле и области, воспитавшая огромное количество специалистов, которые потом составили цвет творческой интеллигенции. Тогда работал и факультет общественных профессий, им руководила Эльза Владимировна Плавская, тоже всю жизнь посвятившая развитию искусства в вузе. Она занималась со студентами постановкой оперетт. Хореографией занималась Элеонора Александровна Пожидаева. И всё было на достаточно высоком уровне. У наших студентов был вокально-инструментальный ансамбль, даже два — на спортивном факультете и на индустриально-педагогическом. Они сопровождали мероприятия, ребята писали собственную музыку. У математиков и химиков-биологов были свои звёзды, танцевальные… Так прошло четыре года. Пришли 90-е. В последнее время на работу я ходила практически бесплатно. Завершались годы учёбы в институте культуры, и завершалась работа в пединституте. Знаете, у меня тогда даже какой-то элемент депрессии появился: я не знала, что делать дальше. Я привыкла быть на виду, привыкла, что вокруг меня много людей… Опять наступил апрель, и я зашла в своё училище: нужно было по каким-то делам. Мои педагоги стали, как всегда, спрашивать меня: как ты? Я рассказала. И тогдашний завуч Тамара Максимовна Бутурля пригласила меня на должность лаборанта предметно-цикловой комиссии, причём клубных дисциплин: оно было свободно. Осенью мне уже дали приличную педагогическую нагрузку, в том числе по клубному делу — предмет назывался культурно-досуговая деятельность. А так как я получала в институте культуры управленческую специальность, то и предмет по вопросам организации экономики социально-культурной сферы тоже поручили вести мне. Сейчас он называется менеджмент. Эта дисциплина только появилась — нужно было дорабатывать программу, разрабатывать новые курсы, лекции… Вот так это было.

— В 2006 году вам предложили своё училище, уже ставшее колледжем, возглавить. Не было ли у вас такого же «испуга», как тогда, когда предложили работу в пединституте?

 — Когда я начала работать в училище, к нам пришёл новый директор — Николай Дмитриевич Сальков, в своё время окончивший училище им. А. С. Даргомыжского (теперь Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского), Рязанский институт культуры, работавший директором музыкальной школы. Он необыкновенный человек, профессионал, и он очень легко вошёл в нашу систему. Принял её и возглавил. Он директорствовал десять лет. Затем его пригласили работать в департамент культуры Тульской области, и он ушёл. После него три года была директором мой непосредственный педагог Вера Петровна Слугина, работавшая при Николае Дмитриевиче завучем. Она была моим постоянным наставником. Во всём. Вера Петровна — мой мастер-мастер. Когда Вера Петровна решила уйти, она пригласила меня, видимо, обсудив это с тогдашним главой департамента культуры Светланой Акимовной Виноградовой, и сказала не о том, что меня собираются назначить директором колледжа, а о том, что я должна в кабинет «зайти и сесть» на директорское место. Страха у меня не было — было неожиданно услышать это в середине учебного года. Но — так случилось. Поэтому я вошла в директорский кабинет и села в директорское кресло. И всё пошло так, как было, ничего не рухнуло: здесь уже была прожита определённая жизнь. Я пригласила педагогов и сказала: перед нами стоит задача не уронить чести коллектива и не испортить то, что было сделано до нас; мы знаем традиции своего учебного заведения и будем их соблюдать, мы благодарны нашим педагогам и будем продолжать начатое ими; но при этом мы обязаны идти в ногу со временем и улучшать то, что было достигнуто.

— Вы жёсткий руководитель?

 — Нет.

— А человек вы мягкий?

 — Да. И в этом есть некая проблема. Это иногда мешает, потому что люди нуждаются порой в сильной руке. Но мне это не дано в принципе. Природой, видимо, не дано. Мне всегда хочется, чтобы человек сам осознал неправильность своих действий. Со студентами понятно — это ещё дети, они формируются, их надо воспитывать. Но когда взрослый человек поступает, скажем так, некорректно, думаю: неужели он не догадывается, что так нельзя?

LucnNWlqdwQ.jpg

— Ваш колледж добился очень многих успехов. Назовите самые значимые для вас.

 — У нас очень интенсивная жизнь, причём не только в колледже. Мы участвуем во многих различных конкурсах высокого уровня. Например, в июне 2022 года наш танцевальный ансамбль «Овация», выступая в Колонном зале Дома союзов в Москве в рамках 28-го Международного фестиваля музыки и танца «Союз талантов России», получил Гран-при в двух номинациях. Этот же коллектив участвовал в Дне Тульской области 10 января этого года, выступив на открытой площадке и на сцене 75-го павильона ВДНХ на выставке «Россия». У студентов отделения музыкального искусства эстрады, может быть, нет таких больших побед, но и они занимали призовые места в конкурсах. Мне как директору колледжа ценно в них другое. Они с удовольствием выезжают, например, в наши центры социальной помощи, где их с удовольствием встречают пенсионеры. У нас есть отделение социально-культурной деятельности, которое готовит режиссёров-постановщиков театрализованных программ, и студенты этого отделения тоже много работают за стенами колледжа, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта «Культура» правительство Тульской области ежегодно выделяет нам порядка 220 тысяч рублей, чтобы мы могли выезжать на конкурсы, показываться там, привозить награды. Это очень важно для студентов: они сравнивают свой уровень мастерства с уровнем других — а приезжают очень сильные коллективы. Одно из последних выступлений ансамбля «Овация» — выступление в Красногорске в рамках Национальной премии детского и юношеского танца «Весна священная». Оно состоялось прямо после трагедии. Договорённость о том, что наш ансамбль, приглашённый лично народной артисткой России Илзе Лиепа, приедет на конкурс, который организует она и её фонд, была достигнута давно. Такое приглашение — большая честь для нас. Перед поездкой мы ребят, причём только совершеннолетних участников ансамбля, собрали и спросили, готовы ли они участвовать в конкурсе. И студенты решили — поедем. Поехали и привезли оттуда, выступая в своей возрастной категории, золотой диплом в номинации «Народный танец» и серебряный диплом в номинации «Современный танец».

— К какому мероприятию готовитесь сейчас?

 — В начале мая «Овация» едет в Санкт-Петербург на 27-й международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «Северная Венеция», после которого мы сможем получить мастер-классы и обсудить с членами жюри плюсы и минусы наших выступлений.

— В 2022 году в стране началось активное обсуждение вопроса о подготовке кадров для креативных индустрий и постепенное внедрение этого перспективного направления в сферу профессионального образования. Ваш колледж участвует в этом?

 — Обязательно. В 2024-2025 учебном году в здании объекта культурного наследия «Жилой дом Я. А. Лялина» мы открываем Центр развития креативных технологий «Самовар». На его ремонт в 2023 году из областного бюджета было выделено почти 42 миллиона рублей. Здесь будут расположены мастерские с современным оборудованием, где студенты отделения декоративно-прикладного искусства, создавая современные изделия, качественно по-новому смогут опираться на традиции тульских промыслов: кружевоплетения, всечки, художественной керамики. Будут здесь работать и студии отделения фото- и видеотворчества. Откроем новое выставочное пространство… Так что работы много.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий