Общество

15:30, 22 сентября 2021

Поиск - дело женское

Светлана Сопова поправляет на голове и без того идеальную толстую косу, сплетенную из копны рыжих волос, и смотрит счастливыми глазами на Ивана – ­ командира поискового отряда «Славный».

Вместе с мужем уже не первый год она выходит на Вахты памяти, поднимает останки павший бойцов, чтобы придать земле по-христиански, а, если получится, разузнать имя и вернуть его, доброе, далекой родне, которая по прошествии долгих лет продолжает ждать своего солдата.

И в поле вышла женщина…

Иван Сопов давно занимается поисковой работой, а это значит, что по выходным он рано утром уезжает из дома, возвращается обратно только к вечеру, а то и вовсе несколько дней его просто не бывает дома.

Конечно, это его увлечение Светлане поначалу совсем не нравилось. В семье росли трое детей, и все они – на руках у мамы. Папу видели совсем нечасто, будто он – капитан корабля.

Но сын уже ходит в детский сад, девочки – бегают в местную школу, и Иван всеми правдами и неправдами уговорил однажды супругу съездить с отрядом на раскопки. И из той незабываемой поездки Светлана вернулась другим человеком:

– В первый же выезд мы нашли погибшего бойца, я сама его поднимала и испытала целую гамму эмоций. Сразу стала думать о том, что этот парень – один из миллионов, который погиб, сражаясь за родину, что у него, наверно, была семья, и, вполне возможно, остались дети. Как сложилась их судьба? Каково им было – остаться без отца? А может и вовсе­ был он молодым и даже не успел никого полюбить, и не родились его дочки-сыночки, и некому нести его выцветший портрет в огромной колонне «Бессмертного полка»… Наверное, мужчины думают о другом, когда поднимают останки солдат, а я думала чисто по-женски… Мой дедушка тоже был на фронте, и, к счастью, он вернулся домой. А вот эти бойцы так и не вернулись, лежат посреди огромных полей, никому не ведомые, не похороненные, бывает, кости цепляет плугом… Разве это память о павших?

По словам Светланы, арсеньевский отряд «Славный» работает в поле круглый год, если зимой снега мало – спокойно выезжает на разведку. В прошлом году первые бойцы были подняты 4 января – главное, чтобы погода позволяла…

Z7CqbOfCXUo.jpg

Наперекор бюрократам

…Советские солдаты попадаются часто, но большей массой без медальонов. В начале войны никто даже не задумывался о том, что придется как-то идентифицировать убитых. А потом, когда в войсках появились пластиковые капсулы, солдаты просто их игнорировали – выкидывали, чтобы не накликать беду… Но беда ходила буквально за каждым, сама охотилась на солдат, душила руками немецких фашистов, стреляла, взрывала, сжигала, резала, морила голодом, топила в реках…

– На одном из полевых выходов участники нашего отряда нашли останки солдата вместе с медалью «За отвагу», – рассказывает Светлана. – По номеру на награде мы определили имя бойца – Файзылгаян Хазимухаметович Ахметов, и место, откуда он призывался. Поняли, что искать родственников нужно в Башкирии. Сделали официальный запрос, но тамошние чиновники почему-то не шевелились. А нам уже не терпится! Мы же понимаем, что не просто так судьба раскрыла все карты на бойца!

Пришлось пойти в обход бюрократии. Мы нашли номер почтового отделения того населенного пункта, откуда призывался боец, позвонили туда и спросили, живут ли Ахметовы в этом селе? Почтальон ответил, что да, и нашел нам номер мобильного телефона. Мы позвонили по этому номеру, спросили, был ли у них дедушка Файзылгаян, воевал ли он на фронте, и все совпало! Мы радовались, как дети! А потом сами поехали в Башкирию. Встретили нас там, будто знали всю жизнь! Семья солдата была просто счастлива, что нашелся их родственник. Ведь все это время, с 1942 года он числился пропавшим без вести. А тут оказалось, что боец найден, что он не сдался немцам, не сбежал, а погиб в суровом бою. Привезенные нами останки родственники похоронили на родине. А нам рассказали, что был у убитого родной брат, он тоже ушел на войну в 41-м, и тоже так и не вернулся домой, а похоронка на него не пришла.

Вполне возможно, что и он лежит где-то в безымянном поле. А, может, тоже был обнаружен, но при нем не нашли медальон. А может, нашли вместе с медальоном, да чиновники не стали искать родню… Это настолько больная тема, что вопросов в ней больше, чем ответов…

– Больная она и в том плане, что не все понимают смысл нашей работы, не все могут разделить наши эмоции, – продолжает поисковичка. – В социальных сетях у отряда «Славный» есть своя собственная страничка, где мы часто делаем отчеты о выходах, фотографируем этапы работы, найденные материалы. И вот один из посетителей как-то возмутился: «Вот вы такие счастливые на снимках, такие довольные, а ведь вы поднимаете тела убитых!» Но мы же радуемся не смерти солдат, а тому, что очередной поиск закончился успешно: поиск, начавшийся с того, что в свое свободное время несколько взрослых мужчин и женщин не пошли в пивбар, а кропотливо подготовили документы, а потом оформили в Министерстве обороны официальное разрешение на поиск солдат, сели за изучение архивных данных, потом проштудировали старые и новые карты, выехали на местность, расспросили старожилов, провели разведку, определили участок поиска, приобрели лопаты и металлодекторы, собрались отрядом, в выходные или в отпуск отправились в поля, вот тут, наконец, приступили к раскопкам и, если все сделали правильно, смогли найти останки солдата.

А ведь их еще надо аккуратно достать, сопоставить каждую косточку, чтобы понять, сколько человек лежат в земле, и что это за люди – взрослые, дети, мужчины, женщины? Надо сделать опись, запротоколировать. Бывает и так, что находим боеприпасы, и тогда нужно подключать взрывотехников, вызывать сотрудников МЧС. А если находим личные вещи – появляется надежда, что именно по ним потом отыщется имя солдата! А ведь у нас в миллионах семей до сих пор ждут весточки о родственниках, которые сгинули в войне! Но даже если не узнаем имен, хотя бы похороним их по-человечески, чтобы кости героев и защитников не растаскивались трактором по полю, не вымывались весенними водами из обмелевших берегов. И как же не быть счастливым и довольным, если работа приносит результат?

Вместе со Светланой в отряде работают еще несколько представительниц прекрасной половины человечества, в том числе ее старшая сестра Алеся Граблева, да и другие девчата из поселка Славный. Как правило, тяжелую физическую работу в отряде делают мужчины – именно они начинают раскопки, а вот когда доходят до останков, женщины начинают перебирать отвалы, а потом спускаются в глубокую яму: здесь уже настоящая археология…

Кстати, вместе со взрослыми участницами в «Вахтах памяти» трудятся и школьницы. В этом году отряд «Славный» смог получить областной гранд на привлечение к поисковым работам учеников белевских школ. Благодаря этому финансированию удалось создать отряд «Вятич». Во время учебного года с ребятами занимается Евгений Ростиславович Барбашов, который ведет здесь краеведение и сам давно увлечен поиском.

По рассказу Евгения Ростиславовича, по его богатому опыту работы, девчонки с удовольствием выходят на раскопки, их не пугает ни тяжелая работа, ни то, что они находят в земле. Наравне с парнями они достают останки, освобождают их от глины. Как ни странно, такое занятие пугает родителей, а не девчат: был случай, когда на раскоп приехала мама, и, увидев, как ее дочь взяла в руки череп и начала очищать глазницы, упала в обморок…

Славные из «Славного»

– Кстати, наш отряд совсем недавно получил еще одну поддержку – от губернатора Тульской области сертификат на 100 тысяч рублей для обновления материальной базы. На эти деньги были закуплены четыре четырехместных палатки и шестнадцать спальных мешков, – делится с нами своей радостью Светлана Владимировна.

Ну а из обидного – черные копатели. Они настоящий бич поискового движения. Бывает, отряд раскапывает блиндаж или место захоронения погибших солдат, и, если не успевает закончить работы за один день, вполне вероятно, что уже завтра там все перевернут мародеры. Эти люди не думают о погибшем, их задача – пополнить коллекцию или продать свою находку.

Ну а участники отряда «Славный» все находки несут в музей боевой славы. Его открыли безвозмездно в доме культуры одноименного поселка год назад. Коллекция оказалась очень достойной, да еще и постоянно пополняемой. Сегодня здесь более двух с половиной тысяч экспонатов. Часть из них, самые ценные, музей представляет не только в родном поселке, но и в других населенных пунктах. К примеру, в июне экспозиция с находками стояла в Тульском суворовском училище. Ну а в августе она побывала в парке «Патриот» вооруженных сил Российской Федерации – в городе Кубинка Московской области…

P.S. В 2020-2021 годах отряд «Славный» участвовал в поисковых работах в селе Николо-Гастунь Белевского района. Поисковики подняли и придали земле больше 100 красноармейцев, которые погибли при форсировании Оки, и больше 60 детей, умерших от брюшного тифа в местном госпитале. О том, что в селе было массовое захоронение, удалось узнать совершенно случайно: долгие годы считалось, что в местной братской могиле лежат только 12 солдат. Одним из инициаторов поиска стал участник отряда, предприниматель Константин Ферапонтов. Летом этого года на деньги Константина и его товарищей, в том числе еще одна прекрасной женщины – Галины Ивановны Головтеевой был построен мемориал, где похоронили солдат и ребятишек…

 

Людмила ИВАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему