Персона

14:14, 18 апреля 2024

Все мы родом из детства. Максим Компанец — о трамваях, моделировании и театральной мечте

Все мы родом из детства. Максим Компанец — о трамваях, моделировании и театральной мечте

Наталья ПАНЧЕНКО

Максим Компанец — один из мастеров-умельцев, чьи работы представлены на выставке «Искусство в каждом предмете» в Тульской областной научной библиотеке. Экономист по образованию, звукорежиссёр по профессии, исполнитель песен и фотограф по зову души, Максим занимается изготовлением моделей трамваев, которые когда-то работали в Туле.

Кое-что о его работах можно прочитать в Интернете, там же — найти сюжет, показанный тульским телевидением около двух лет назад. Наш сегодняшний разговор с мастером посвящён не только его работам, но и ему самому.

— Максим Николаевич, вы туляк?

— Родился и вырос я в Туле. Учился в 25-й школе, а когда мы с семьёй переехали жить в Криволучье, учился в школе № 56. Её и окончил.

— Наверное, увлекались рисованием и черчением?

— Отнюдь нет. И успехи по изобразительному искусству были средние. По черчению получше.

— Где и какое получили высшее образование?

— Я окончил Тульский институт менеджмента, экономики, статистики и информатики.

— А как стали звукорежиссёром? У вас ведь именно такая специальность в Тульском академическом театре драмы?

— Меня всю жизнь влекло творчество. Но по окончании школы, когда нужно было выбирать профессию, по совету родителей поступил в экономический институт. Родители считали, что это хорошая база для жизни — стабильная, надёжная. Да и престижно тогда это было. А в театр я пришёл благодаря актрисе Софье Владимировне Сотничевской. Ещё учась в институте, занимался у неё в театральной студии. Увидев Софью Владимировну на сцене, понял, что просто пропал — театр меня затянул, мне очень захотелось стать его частью, хотелось быть участником спектаклей. Моя мечта сбылась.

— Но вы не стали участником спектаклей.

— Мне хотелось быть в театре. Кем — неважно. Это сбылось. Я стал работником театрального звукоцеха.

— Как вы осваивали звукорежиссуру? Это же тоже отдельная специальность.

— Учился новому делу непосредственно в театре. Моими учителями были Анатолий Павлович Аблаутов и его супруга Тамара Александровна. Они не просто сидели рядом со мной. Они, что называется, буквально водили меня за руку. Объясняли, что за ручки имеются у аппаратуры, для чего они предназначены, как звукорежиссёр должен ими пользоваться. У меня начала формироваться звуковая память — я стал понимать, что и как будет звучать на той или иной громкости, и уже от этого отталкивался в процессе репетиции.

— Вы можете предложить режиссёру свой вариант звучания сопровождающей спектакль мелодии?

— Предлагаю, да. Например, в одном из спектаклей я предложил перенести музыкальный акцент — режиссёр его утвердил.

— За двадцать лет работы звукорежиссёром у вас появились помощники?

— У меня есть коллеги. Теперь нас в звукоцехе четверо. Сложился очень хороший коллектив — молодой, позитивный, творческий. Он сформировался в течение этого театрального сезона. Атмосфера у нас очень благожелательная.

— Перейдём к основному вопросу, который заставил заинтересоваться вами. Вы моделист, изготавливаете модели трамваев. Когда у вас появилось это увлечение? Как вы пришли к нему?

— Все мы родом из детства. Тогда многие ребята увлекались собиранием моделей различной техники, коллекционировали их. Я и сейчас коллекционирую модели автомобилей — в масштабе 1:43. Собирал в детстве модели самолётов, вертолётов. А однажды мне попалась модель трамвая — ЕТ-54 восточногерманской фирмы Piko. Я увидел её в универмаге. Такие модели были тогда редкостью. Собрал её. С неё началась моя коллекция.

B1Qcfj7eEnM.jpg

— Сколько вам было лет?

— Лет двенадцать. В те годы продавался журнал «Юный техник», а к нему выпускали приложение — «Для умелых рук». В одном из выпусков предлагалось построить модель трамвая «Татра» Т-3 (жёлто-красный вагон, если помните). Каркас выполнялся из картона, а обшивку нужно было сделать из бумаги. Это была довольно большая модель — 1:30. К сожалению, она у меня не сохранилась.

— А когда заинтересовались историей трамвая?

— Гораздо позднее — в 2003 году. К этому времени у меня было две-три модели трамвая, я делал их в масштабе 1:87. Появлению и развитию интереса к истории этой машины способствовало знакомство с такими же увлечёнными людьми. В Тульском краеведческом музее был магазин, и там мне попался журнал «Пантограф», посвящённый тульскому транспорту. Его создателями и авторами были Денис Денисов и Александр Колесников. Как позже выяснилось, у них тоже есть несколько моделей трамваев. Созвонился с Денисом Денисовым, состоялось знакомство. Стали общаться, встречаться, обмениваться чертежами вагонов, фотографиями. А потом я познакомился с Владимиром Щербаковым — краеведом, историком, автором книг о тульском трамвае. Я помогал ему находить информацию о работавших в Туле вагонах, искал фотоснимки. Эта работа меня очень увлекла.

— То есть нашли людей, близких вам по интересам…

— Да. Это стало развиваться, я познакомился с другими людьми, которых интересует история тульского транспорта, и у меня возникла идея создать модели всех когда-либо работавших в Туле трамваев. Их около пятнадцати. Они сейчас представлены на выставке в областной библиотеке — вагоны с двухдверным кузовом отечественных и чешских марок.

— Какие модели ещё планируете сделать?

— Из пассажирских осталось три наименования: «Татра» трёхдверная, марка 3Д немецкая и «Львёнок». Хочу изготовить и служебные вагоны разного назначения. Они тоже были интересные. Поливочные использовались для очищения трамвайных путей от грязи и пыли. Были вагоны для смазки рельсов. В некоторых городах есть даже рельсошлифовальные вагоны. В нашем городе по сей день используются грузовые трамваи — чешская модель «Татра» Т-3. Вагоны этой марки теперь часто находят применение как служебные или музейные.

— У вас столько разных моделей. Есть любимая?

— «Татра» Т-3. Это трамвай моего детства. Ещё очень нравится модель Т-6 Б-5, по-другому она называется «Татра» Т-3М (модернизированная). Это для Советского Союза такая маркировка была. Их выпускали в Чехословакии, завод «ЧКД-Прага». Сейчас этого завода нет. Основным потребителем его продукции был Советский Союз.

8Bo1OXfWvNg.jpg

— Почему ваши модели бумажные?

— Потому что я продолжаю то, что было когда-то предложено приложением «Для умелых рук». Картон — доступный материал. Покрываю трамваи эмалью, она универсальная — придаёт объём, блеск и прочность.

— Вы сказали на открытии выставки, что не все детали трамвайчиков из картона.

— Да, кое-что выполняется из пластика, например, колёса. Я их заказываю. А рельсы беру из детских наборов железной дороги в миниатюре.

— Вернёмся к истории трамвая в Туле. Когда он появился в нашем городе?

— Трамваи на конной тяге — конки — появились в Туле в 1888 году. Один маршрут был проложен в Заречье, второй шёл от Московского (тогда Курского) вокзала по Красноармейскому проспекту (тогда Красноармейской улице), по нынешней улице Советской (тогда Посольской) и по проспекту Ленина (тогдашней улице Киевской) до Толстовской заставы, а третий проходил по нынешней улице Металлистов. Трамвай, работающий на электротяге, появился в Туле 7 ноября 1927 года, в 10-летний юбилей Октябрьской революции.

— Вы часто участвуете в выставочных мероприятиях со своими трамвайчиками?

— Иногда. Если выставки проводятся в Туле и если у меня есть время. В 2012 году участвовал в выставке «Техника в масштабе». Она проходила в Музее оружия. Я представлял семь наименований моделей трамваев. Этих вагонов в Туле уже нет.

— Выставки «живых» трамваев, как автомобилей, самолётов, военной техники, проводятся где-то?

— Ежегодно 6 апреля в Москве. В этот день в 1899 году по московским улицам был пущен первый электрический трамвай. Демонстрируются совсем старые и современные вагоны.

— Вы бываете на этих выставках?

— Был в 2013 году. Такие выставки проходят иногда и летом. Постараюсь этим летом попасть.

— Что для вас важно в работе с моделями?

— Наличие времени и настроения. Настроение даже важнее, потому что время можно выкроить.

— А что создаёт вам настроение? Удачно выпущенный спектакль, встреча с интересными людьми, новые идеи?..

— Любой из этих факторов может мне его создать. Я собираю фотографии транспорта, сделанные в разные годы. Мне нравится их рассматривать. Нравится рассматривать разные детали — салон вагона, приборы. «Подсмотренное» использую потом в построении своих моделей. Фотографии рассматриваю регулярно: это создаёт мне настроение. Я делаю свои модели не по годам выпуска, а по принципу вдохновения. Поэтому первой сделал «Татру» Т-3. Пятнадцатой моделью стал вагон харьковского типа.

— «Татра» Т-3, наверное, самый удобный трамвай?

— Не самый удобный: он шумный из-за работы генератора, использовавшегося для питания низковольтных цепей, но в нём есть некая романтика. Романтика для меня — понятие довольно широкое. Это не только трамваи. Это и природа, и красивые виды улиц, домов. Музыка, конечно. Люди.

— Какие люди для вас красивые?

— В которых присутствует какой-то свет, блеск в глазах. У которых вдохновенная улыбка.

— И это помогает вам творить…

— Жизнь полна творчеством. Я ещё занимаюсь вокалом в студии романса «Очарование» во дворце культуры «Косогорец».

— Извините, но вы, по крайней мере на меня, производите впечатление человека не просто скромного, а застенчивого «до невозможности». Вы — и публика…

— Когда выходишь на сцену, преображаешься. Потому что на сцене уже не ты, а созданный тобой персонаж. Я забываю просто, что я Максим Компанец, что я чего-то боюсь. Я тот персонаж, которого воплощаю перед зрителем. Софья Владимировна учила нас привносить в следующую сцену шлейф предыдущей. Потому что так в жизни. Только в жизни мы это неосознанно делаем, а тут приходится выстраивать каждое звено своего поступка. Поэтому здесь нет ничего непонятного. Я ещё участвую в фестивале духовно-патриотической песни «Алексинский благовест». Он приурочен ко дню рождения царевича Алексия и проводится во второе воскресенье августа. Я уже исполнял песни «Белый храм», музыка Марии Михайловой, слова Елены Гаденовой, «Легенду о Куликовской битве» авторства Марии Михайловой. Я участвовал в этом фестивале и как фотограф: фотографиями храмов Тулы и Тульской области оформлял выставку. Это международное мероприятие проводит Светлана Акимова — регент храма царевича Алексия в Алексине, руководитель театральной студии «Мистерия», автор и исполнитель песен, поэт, режиссёр, педагог.

— Вы ещё и фотограф…

— У нас в доме было очень много различных кружков по интересам, в том числе фотокружок, который я посещал. Мой папа тоже занимался фотографией. У него была масса различных реактивов: проявитель, закрепитель, были разные фотоплёнки… Мы запирались в комнате, в темноте, и проявляли снимки. Первым моим фотоаппаратом был папин «Зенит». Сейчас я пользуюсь компактной или зеркальной камерой марки Canon. И на телефон снимаю, конечно. Учиться фотографировать начал примерно в том же возрасте, когда занялся моделизмом, — в двенадцать лет.

— На какие темы вы делаете фотографии?

— Я люблю репортажную съёмку. События какие-то, эмоции интересные. Снимаю выступления своей студии, иногда фотографирую фрагменты театральных спектаклей.

— Вы активный участник клуба «ПРОсвет»…

— С Мариной Корабельниковой, руководителем этого клуба, я познакомился в фотошколе «Библиотека», ДК «Машзавод». Я туда пришёл, что называется, приобрести навыки. Руководили школой Анастасия Забелина и Александра Власова. Марина позже основала свой фотоклуб. Она организует поездки фотографов по разным интересным местам. Например, в 2022 году мы ездили в Венёв. Было увлекательно.

— Деликатный вопрос: супруга разделяет ваши интересы?

— Да. Однажды она показала мне фотографии природы разных мест мира: горы, закат, море… Я просто возблагодарил силы, создавшие эту красоту, и возблагодарил людей, которые смогли так это прочувствовать и передать.

— Много посетителей бывает на выставках? Задают ли они вам вопросы?

— Много. И вопросы задают. Например, спрашивали, являюсь ли я профессиональным фотографом. Отвечаю всегда так: я к этому стремлюсь. Потому что это нельзя говорить словами, это нужно только показывать делом. Я встречаюсь с людьми, набираюсь опыта. Смотрю и делаю. 12 апреля был День Иоанна Лествичника. Он говорил, что у человека два пути: вперёд и вверх. Я стараюсь жить именно так.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий