Культура
09:46, 13 марта 2024
От творчества к креативу
Фото из архива ОЦРК Тульской области
Объединение центров развития культуры Тульской области вполне могло бы именоваться в духе времени креативным пространством или инновационным кластером.
Объединяющее ремесленный двор «Добродей», творческое пространство «Девятка», арт-пространства «РемесЛофт» и «ДК», ретрокинотеатр «Майский», кустарный анитимузей, подразделения центров народного творчества, развития кино, проектной деятельности, медиацентра, а также творческие студии единственной в регионе Школы креативных индустрий – ОЦРК сегодня средоточие интерактива, новейших технологий и технических решений, точка притяжения молодежи.
Между тем, это объединение – прямой наследник тульского Дома народного творчества, в марте этого года отмечает 80-летний юбилей. Возраст солидный, метаморфозы грандиозные.
Как пройти путь от самодеятельного хора и рукоделья до интерактивных цифровых технологий и дополненной реальности, не утратив при этом привязки к традициям и ремеслу, рассказывает гость номера – директор Объединения центров развития культуры Тульской области Елена Арбекова.
- История тульского Дома народного творчества началась в 1944-ом. До окончания Великой Отечественной войны еще больше года. Зачем в такое время народу – дом творчества?
- Дома народного творчества в это время создавались по всей стране, они были незаменимы для объединения людей.
Именно тогда создавались коллективы, которые ездили на передовую, выступали в госпиталях. В тот период даже организовывали смотры художественной самодеятельности.
Песня, творчество были необходимы людям, ковавшим Победу в тылу. Это поднимало боевой дух всей страны.
- За 80 лет поменялась не только страна. Менталитет и культурные запросы россиян теперь совсем иные. Где в контексте современности – ваша ниша, кем востребовано то, что вы делаете?
- Наша ниша на протяжении этих 80 лет постоянна. В новом веке, на новом витке истории мы возвращаемся к востребованности «корневой системы» - и самодеятельность возвращается, и традиционная народная культура пользуется огромной популярностью.
Конечно, сегодня она предстает не в том виде, в каком более полувека назад мы получили ее от своих предков. Народная культура и творчество актуализируются. Появляются новые формы восприятия, продвижения и популяризации. Это – закон времени.
- А осталось ли что-то неизменным? Что общего у Дома народного творчества середины прошлого века и ОЦРК Тульской области, ставшего его правопреемником?
- Народное творчество было и будет всегда. Потому, что это – искусство души.
Люди в свое свободное время должны самореализовываться. Очень многие талантливые артисты, звезды современной эстрады пришли когда-то именно из самодеятельности, студий, работающих при школах искусств, кружков в ДК… И будут приходить.
Творчество – это важная потребность человека. Желание реализоваться в этом направлении – не насажденное, не привнесенное, оно вне моды и вне времени.
- Традиции в высокотехнологичной оправе – это неизбежная уступка ушлому современному зрителю или справедливое требование времени?
- Традиции, сами по себе, выглядят так же, как и века назад. Но подача их в новейшее время должна быть новейшей.
Мы не идем на поводу пресыщенного зрителя, не превращаем то, чем занимаемся, в шоу. В основе все равно лежат традиционные ценности, но разговор о традиции мы ведем уже совершенно по-другому, задействуя новые информационные технологии, цифровые возможности. Иначе мы стали бы кружком, объединяющим ничтожно малое число людей.
Мы не стремились создать креативное пространство. Конечно, хорошо было бы поселить народную культуру в аутентичном доме и подворье. Но такой возможности не было, и, исходя из реалий жизни, мы дали традиционной культуре современную прописку.
И в то же время, мы храним неизменными технологии ремесел, народные песни, праздники, обряды. Современное обрамление всего этого не отменяет, но привлекает гораздо больше глаз, рук и сердец.
- Сегодня один из государственных приоритетов – сохранение культурного кода нации. В Тульской области за этим – к вам?
- Хранителями культурного кода наравне с нами являются и библиотеки, и музеи региона, страны. Но, если они отвечают за материальную культуру, то мы храним нематериальное наследие: фольклор, сказания, напевы, ремесленные технологии, национальные праздники, традиционные рецепты, народные поверья...
Культурный код, в первую очередь, опирается на самоидентификацию. Кто мы, чем интересны, чем прекрасны, что отличает нас и только нас?
Как об этом узнать современной молодежи, и как сделать эту информацию важной и интересной для юного поколения?
Конечно, поддержание традиции идет, в первую очередь, из семьи. Но если родители не поют народных песен, бабушка не учит вышивать, дедушка не рассказывает побасенок, не сыплет поговорками – откуда ребенку вынести связь с культурой, обычаями и традициями своего народа, своего края, своих предков?
Но, в то же время, у него остается возможность узнать о своих корнях за пределами дома. И в век современных технологий разговор об этом должен быть вкусным, интересным и при этом – не превращающим традицию, ремесло, фольклор в «развесистую клюкву».
- Вы храните, в том числе, тульские ремесленные традиции. Значит ли это, что к вам можно прийти и научиться ремеслу?
- Конечно. Несколько лет назад на базе ОЦРК открылась Школа креативных индустрий, и по поручению губернатора Алексея Дюмина в ней создано ремесленное отделение.
Дети при помощи современных инструментов и на основе знания традиционных ремесел Тульской губернии, создают новые продукты и проекты на стыке индустрий.
Например, студия дизайна недавно создала модную коллекцию текстиля в стилистике и цветах филимоновской игрушки. Современно и в то же время модно. А какие необыкновенные воротники, декоративные детали и аксессуары делаются на основе традиционного белевского кружева! У наших студийцев уже интересуются, будет ли серийное производство?
- Тульские ремесла известны широко, а в чем особенность традиционной культуры Тульского края?
- Есть очень характерные особенности в фольклоре. Хранители традиций, фольклорные коллективы, среди которых в первую очередь надо назвать фольклорный ансамбль «Дежа», собирают, расшифровывают, изучают и несут сквозь время уникальные напевы, характерные для Тульской области. Есть даже признанный специалистами термин «тульское пение».
А еще у нашего региона неповторимый народный костюм, причем свои акценты в него вносили практически в каждом населенном пункте губернии.
- Каким вы видите тульский Дом народного творчества еще через 80 лет? И что – в ближайших планах Объединения центров развития культуры?
- Мечта всего коллектива – большой фестивальный центр. Нам не хватает мест для зрительской аудитории. Будущее Дома народного творчества я вижу именно на таких площадях, где есть и выставочные пространства, и концертный зал. Уже сейчас мы готовы делать большие концерты. Мощный, красивый фестивальный центр позволил бы спродюсировать самодеятельные коллективы Тульской области, уровень которых сегодня уже достаточно высок.
Ранее на тему
12 марта, 15:00
05 марта, 17:13
05 марта, 16:19
28 февраля, 11:17